Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Учитель-дефектолог

«Как говорит Ваш ребёнок»

Дивишься драгоценности

нашего языка: что ни звук, то и подарок:

все зернисто, крупно, как сам жемчуг,

и, право, иное названье еще

драгоценней самой вещи.

Н. В. Гоголь

Речь ребёнка не возникаем сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными затруднениями и только благодаря усилиям взрослых.

В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на её правильность, внятность, но и на тон, темы разговоров, выбор слов и выражений. Большинство детей не сразу овладевают нормальным темпом речи.

Родители, которые считают, что речь у малыша появится сама собой и особых усилий для этого прикладывать не нужно, сталкиваются с тем, что их ребенок начинает либо поздно говорить, либо очень плохо.

Обращаясь к ребенку, необходимо не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией и тембром, четко выделяя ударный слог (поэтому нельзя растягивать слово по слогам, так как при этом теряется ударение). Каждое новое слово должно быть понятно малышу. Для этого, произнося его, надо одновременно показать на соответствующий предмет или действие. Если ребенок сам чем-то заинтересовался — назвать несколько раз то, что он видит. Только так можно закрепить связь между названием предмета (словом) и самим предметом. Когда ребенок самостоятельно произносит новое слово или предложение, надо повторить им сказанное, приласкать, похвалить: малыш охотнее будет разговаривать.

Многие дошкольники говорят слишком быстро. Это объясняется тем, что у них еще слабы тормозные процессы и контроль за своей речью. Часто такое нарушение темпа речи возникает в результате подражания   окружающим. Ребёнок говорит то очень быстро, то слишком медленно даже в пределах одной фразы. Но в большинстве случаев такие явления с возрастом обычно исчезают.

Однако внимание следует уделять нервным впечатлительным, ранимым детям. К нарушениям темпа речи относятся брадилалия и тахилалия. Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. При указанных расстройствах нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи. Речь малопонятна для окружающих. Своевременное устранение этих нарушений в раннем возрасте исключает отрицательное их влияние на формирование речи и личности ребёнка в дальнейшем, а также способствует профилактике заикания.

Необходимо охранять её от таких чрезвычайных раздражителей как шум, запугивания, неожиданные окрики, резкие переходыот суровости к чрезмерной ласковости в общении с детьми. Старшие должны соблюдать разумную требовательность по отношению ребёнку. Дисциплина, выдержанность, собранность ребёнка обеспечивает устойчивость нервной системы против неблагоприятных раздражителей извне, и поэтому предохраняют от нервной очень неторопливой речи, т. е. появление тахилалии.

Речь взрослых окружающих ребенка должна быть всегда правильной, отчётливой, плавной, простой по структуре, ясной и выразительно, неторопливой, но и не излишне растянутой. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и задыхаясь. Если ребёнок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он, в конце концов, будет говорить правильно. В дошкольном возрасте речь ребёнка развивается наиболее интенсивно. Но в то же   время постепенно приучайте сына или дочь к речевой дисциплине, объясните, что, когда говорят другие, надо помолчать, не перебивать их.

Важная задача - научить ребенка правильно пользоваться своим голосом. Напомните, чтобы он не кричал, не говорил очень громко, иначе это приведет к перенапряжению голосовых связок, в результате чего может возникнуть хрипота.

Развитие голоса идёт постепенно, что детский голосовой аппарат ещё слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. Потому не позволяйте детям петь взрослые песни. Может быть так, что у ребёнка слишком тихий голос. Это наблюдается у детей физически ослабленных робких, застенчивых. В таком случае хорошо разговор с ребёнком на большом расстоянии. Незаметно для себя малыш   начнёт усиливать свой голос. Так же нужно побуждать его читать стихи, рассказывать сказки, удалившись в другой конец комнаты. Но никогда не следует принуждать ребёнка говорить громко. Только подбадривание ласковые уговоры приведут к желаемому результату. Чтобы избегать серьёзных нарушений голоса, которые впоследствии будет  трудно устранить, необходимо соблюдать ряд мер. Так, например, при насморке у peбёнка или при малейших признаках охриплости нужно следить за тем, чтобы он как можно меньше говори.

Постоянно следите за тем, чтобы дети не напрягали свой голосовой аппарат: не кричали, не пели на холоде. Пыльный, прокуренный воздух также может вызвать заболевание голосовых связок. Надеемся, что всё сказанное поможет не только развить правильную, полноценную речь, но и избежать появления у него многих дефектов голоса, и он сможет в дальнейшем успешно обучаться в школе.

 Учитель-дефектолог Савицкая Т.А.

по материалам интернет источника

 

«Развитие внимания, памяти, логического мышления  у детей

дошкольного возраста»

 

Роль памяти в развитии ребенка дошкольного возраста огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Ребенок лучше запоминает предметы, которые воспринимает и которыми оперирует, в том случае, когда он их называет. Большое место в жизни дошкольников занимает картинка. Картинка – важное средство развития речи, мышления, воображения, памяти.

Например, у детей пятого года жизни, память носит непреднамеренный  характер: ребенок еще не умеет ставить перед собой цель запомнить – вспомнить, не владеет он и теми способами, приемами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществлять процессы запоминания, он запоминает непроизвольно.

Необходимо обучать ребенка способами логического запоминания, развивать логическую память, формировать у него такой важный способ, как классификация.

Пятилетний ребенок должен запомнить определенное количество лежащих перед ним картинок. При рассматривании их, малыш обнаруживает, что среди них есть группы однородных картинок, на которых изображены предметы, имеющие общие признаки. При запоминании знакомого и сравнительно небольшого по объему материала, ребенок в состоянии быстро назвать все имеющиеся в данном случае группы картинок. При большом объеме материала такой процесс группировки будет происходить медленнее: найдя несколько групп и продолжая рассматривать картинки, он вдруг обнаружит еще ту или иную группу. Затем уточняется состав каждой группы (мебель, посуда и т.д.). Определив в материале одну группу, например мебель, ребенок ищет все картинки, относящиеся к ней, и т.д. Удерживать в памяти названия 4-5 групп легче, чем запомнить 20 картинок, не связанных между собой.

Обучение детей классификации как познавательному действию предполагает последовательное формирование у них умений совершать операции отнесения, обобщения и обозначения.  Для того, чтобы отнести единичное к общему, ребенок должен проделать сложную мыслительную работу. Под руководством взрослого ребенка необходимо учить группировать предметы, затем относить единичные предметы к заданному общему. С этой целью можно использовать различные дидактические игры.

Возьмем, например, картинки на которых изображены «Лес», «Огород», «Птичий двор».

Кто живет в лесу? Что растет на огороде?  Кто обитает на птичьем дворе?

Из всех картинок ребенок должен выбрать те, которые соответствуют заданной теме.

Поиграйте с ребенком в игру «Поможем кукле Маше».

У куклы Маши новоселье. Она переехала в новую квартиру. Помоги Маше обставить комнату. Какая мебель ей нужна?К Маше на новоселье придут ее друзья. Ей нужна посуда. Какая?Маша будет угощать гостей фруктами. Какими?

Игра «Что лишнее?»

Несколько картинок (3-4), которые относятся к одной теме, а одна лишняя. Ребенок должен выбрать и отложить ту картинку, которая не подходит к остальным, объяснить, почему она лишняя.

Необходимо познакомить ребенка с последовательным расположением цветов в спектре. Прочитайте малышу стихотворение о радуге. Пусть ребенок, выбирая соответствующие цвета, составит радугу.

Краски сегодня ужасно устали:

радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски,

Радуга вышла красивой, как в сказке.

Вся разноцветная – вот красота!

Ты полюбуйся, какие цвета!

 Учитель-дефектолог Савицкая Т.А.

по материалам интернет источника

Разделы сайта